- Субъективизм речи
- К субъектно-прагматическим «привязкам» к логической основе высказывания относятся:
1) смысловые моменты, показывающие заинтересованность или незаинтересованность говорящего в сути дела;
2) его личное мнение, предубеждение, пристрастие относительно предмета речи;
3) его оценка предмета (референта) с точки зрения модальности (вероятность, предположительность, необходимость, достоверность, личная уверенность, сомнение и др.). Ср. перестраховка;
4) «заданность» его позиции, т. е. обусловленность внешним фактором;
5) автопрезентация («реклама», «подача» своей личности). Приведем примеры:
- Было бы очень хорошо, если бы зарплату повысили. – Повышать зарплату в нынешних экономических условиях безответственно. В этих высказываниях одна пропозиция: «повышение зарплаты», но интенции, компонент говорящего, разные, противоположные: а) заинтересованность субъекта, б) его незаинтересованность.
- Мы с восторгом наблюдали фейерверк, эту симфонию красочных огней! (ср. Мы наблюдали фейерверк; Видели мы этот фейерверк – как в воздух пускали миллионы рублей).
Чтобы понять, постигнуть высказывание правильно и до конца, воспринимающему необходимо разделить его на пропозицию («о чем идет речь», компонент действительности) и «компонент говорящего» («как это интерпретируется, «подается», речевая интенция).
Это, конечно, касается и культуры речи, и культуры ее восприятия. Адресант, производитель речи, должен всегда заботиться о том, чтобы не заложить в речь слишком субъективную, тенденциозную информацию, предвидя возможность отрицательного отклика на это, пусть даже молчаливого отрицательного отклика, со стороны собеседника, читателя и, следовательно, возможность недостижения коммуникативной цели. Момент высокой культуры речевого общения со стороны адресата в подобных случаях состоит в том, чтобы заметить любую субъективную или тенденциозную добавку, правильно ее квалифицировать для себя и правильно на нее отреагировать.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.